English

Интервью для журнала "Ювелирная Россия"

31.07.2012

Главный геммолог ОАО "Русские самоцветы" Михаил Чижов и начальник отдела технического контроля Марина Никулина дали интервью для журнала "Ювелирная Россия".


Сегодня качество ювелирной продукции не проверяется никакими службами — ни государственными, ни общественными. Такая ситуация выгодна многим: и некоторым производителям, и торговле, и чиновникам. В проигрыше остается лишь покупатель. Мы декларируем: «Защита прав потребителя — вершина всего!». Но как раз этой вершины-то у нас и нет. Одному выгодно делать плохо, потому что дешево, другому выгодно это продавать, опять же, потому что дешево. Про качество не вспоминают ни те, ни другие.

Обилие всевозможного контрафакта создает антирекламу российским драгоценностям, обеспечивая лишний повод для появления телепередач, рассказывающих о «подделках», а низкие цены на такой товар «рушат» весь рынок. Некоторые сети попросту скупают изделия в ломбардах — изношенные, изломанные, с отсутствующими вставками, — и реставрируют в собственных мастерских. Наводят внешний блеск, вставляют недостающие камни и пускают все это в реализацию как новые украшения по низким ценам, которые добросовестный производитель экономически позволить себе не может. Вполне понятно, что такая ценовая политика - залог покупательского интереса, но также понятно и то, что подобные изделия очень быстро ломаются и теряют свою привлекательность.

Все это приводит к серьезным неприятностям для отрасли в целом. По словам специалистов компании «Русские Самоцветы», на предприятие обращается множество людей, которые где-то уже приобрели украшения, с просьбами проверить – «обманули нас или обманули не сильно?»…

Формально на сегодняшний день существуют нормативные документы, где расписаны все основные требования к качеству. Когда-то эти стандарты были разработаны НИИ Ювелирпромом. Документ неоднократно менялся, совершенствовался, но НИИ Ювелирпома больше нет, а ситуация в отрасли продолжает развиваться. Появилось множество нюансов, которые не мог учесть стандарт 1995 года. В результате, сегодня, несмотря на то, что на всех товарных ярлыках к ювелирным изделиям имеется надпись «В соответствии с ОСТ», большинство небольших компаний этого документа, что называется, и в глаза не видели.

В последние годы на нашем рынке появилось большое количество облагороженных камней. Как поступать в случае, если в изделии есть такая вставка? Что писать на бирке, дабы не ввести покупателя в заблуждение? Подвергался ли камень облагораживанию или нет? Актуальность этой проблемы понимает CIBJO, поэтому вносит определенные коррективы в свои документы, связанные с конкретизацией характеристик облагороженных камней. Идет четкая градация: такие-то виды облагораживания драгоценных камней допускаются, и об этом можно не сообщать покупателю, а в случае с такими-то воздействиями – доводить до сведения клиента информацию в обязательном порядке. Невыполнение требований расценивается как преступление.

А у нас эти вопросы повисли в воздухе. Например, в витринах российских ювелирных магазинов представлено множество украшений с бриллиантами, подвергавшимися облучению. Или с голубыми топазами, — а ведь сейчас природные голубые топазы практически не добываются. И отраслевые специалисты не понимают, надо ли им эти сведения указывать на товарном ярлыке. Еще хуже дело обстоит с импортным товаром. По оценкам специалистов ОАО «Русские Самоцветы», качество подобной продукции, как правило, абсолютно не отвечает принятым в России стандартам. Металл пористый, на поверхности изделия заметны царапины и недополированные участки, информация на товарном ярлыке неверная (названия материалов неправильные, путаница в характеристиках камня и т.д.). Приобретение такого изделия – повод для последующего обращения покупателя в суд. Но наши магазины не боятся торговать некачественной продукцией. Это на Западе их ожидали бы миллионные штрафы, конфискации и уничтожение репутации бренда. А у нас — ничего.

Нынешняя система проверок качества на производстве сложилась в Советском Союзе. Дважды в течение года каждое предприятие проверяла комиссия Гохрана: отслеживали весь технологический цикл изготовления изделий, готовое украшение проверяли с лупой, изучали всю соответствующую документацию. Но ведь в те времена в стране работало лишь двадцать шесть крупных заводов. А теперь около шестисот компаний только в одном Петербурге. Поэтому требуется усилить государственный контроль в конечных инстанциях — магазинах. И торговые компании должны нести полную ответственность за тот товар, который предлагают клиентам. Что для этого требуется в первую очередь? Безусловно, профессиональный товаровед и специалист-геммолог, которые могли бы грамотно проверить качество поставляемой в магазин продукции и которые несли бы ответственность за свои решения. Это, пожалуй, единственный реальный путь поддержки развития отечественной ювелирной промышленности. Осуществлять проверки торговых компаний для Пробирной инспекции не составит особых проблем. Каждый магазин зарегистрирован, имеет фактический адрес, произвести анализ его ассортимента можно за пару часов. Увы, вопросы качества ювелирной продукции, защиты прав потребителя и поддержки высокой репутации отечественных отраслевых предприятий не слишком заботят государство: по меркам чиновников, деньги в этой сфере «не те», — им гораздо выгоднее заниматься делами нефтяных и газовых месторождений.

Михаил Чижов, главный геммолог ОАО «Русские Самоцветы»; Марина Никулина, начальник отдела технического контроля ОАО «Русские Самоцветы».

Назад

Copyright 2006-2015 «Русские Самоцветы»
webmaster@russam.spb.ru

Разработка сайта: Разработка сайтов - ЮМИ Студия, интернет-агентство свежих идейumistudio
Управление сайтом UMI.CMS