О ювелирных изделиях

Великий ювелир Карл Фаберже

"Русские самоцветы" по праву считаются преемниками традиций великого ювелира Карла Фаберже, чье имя во всем мире ассоциируется с неповторимыми роскошными ювелирными изделиями. Мы предлагаем Вам узнать больше об этом уникальном человеке и его творчестве.


Имя Петера Карла Фаберже ассоциируется у нас с блестяще выполненными ювелирными пасхальными яйцами. Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец - Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Фирма процветала, но 1860 г. Густав Фаберже отошел от дел, передав управление фирмой своим сотрудникам Х. Пендину и В. Заянчовскому.

Год 1866-й. Карл только что вернулся из Франции, где окончил престижный колледж, и теперь ему, двадцатилетнему, предстоит управлять фирмой отца. Среди коллег Карла – именитые петербургские ювелиры. Но вот новый хозяин рассеянно обходит мастерскую – и понимает, что ему не интересны тяжелые ожерелья и сверкающие диадемы… Нет, его изделия будут радикально отличаться от того, что создавал отец.

Не раз он заявлял: «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Молодой ювелир долго изучал запасники Эрмитажа. Реставрация старинных изделий поглощала его без остатка. С копиями старинных шедевров обновленная мастерская Фаберже появилась на российском, а потом и на всемирном ювелирном рынке. Карл понимал: пора создавать оригинальные произведения, но успех копий связывал ему руки. Постоянно сыпались заказы, нередко с требованием: отличительный знак Фаберже на изделие не ставить! Вот тогда Карл будто очнулся ото сна. Пора подать голос!

Едва ювелир приступил собственному творчеству – высшие силы словно одобрили его действия: мастерская получила заказ от императорского двора. Александр IIIпросил пасхальное яичко для своей любимой супруги Марии Федоровны.

Фаберже, готовя эскизы яйца, бабочкой порхал по мастерской. В изделии воплотились и желание Карла быть точным, и его трепет перед императорской четой, и шанс поделиться с монархией своими амбициями. В яйце помещалась золотая курочка, а внутри курочки была спрятана рубиновая корона. Императрицу подарок очаровал: «Это яйцо такое же, как то, что хранится в замке Розенборг». Так Фаберже напомнил императрице о ее родной датской земле и тем заслужил расположение. С того дня монархи повелели Карлу Густавовичу на каждую Пасху создавать новое яйцо с сюрпризом.

К началу ХХ века Фаберже выделили целый дом на Большой Морской – для мастерских, магазина и личных покоев. Сколько изысканных яиц он создал для императорской семьи: с херувимами, кораблями, часами, портретами и пейзажами!

Вскоре причудливые изделия Фаберже стали использовать в качестве дипломатических подарков. Семья Карла процветала, сыновья готовились пойти по стопам родителя, а тот работал с лучшими мастерами и наслаждался жизнью. Над Фаберже уже давно не висело тучей юношеское желание перегнать отца или доказать что-либо своим творчеством. Он знал, что его «кукольные яйца» обожает весь мир. Они стали символом России вместе с пряничными церквями и матрешками.

Сам Карл Фаберже, вдохновленный вниманием императора, открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы - горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Сначала изделия из камня заказывали уральским мастерам и на Петергофской гранильной фабрике, а дорабатывали полуфабрикаты сами. Позднее открыли собственные камнерезные мастерские в Петербурге. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов. Они отличались живостью и удивительно приятными формами. Другим видом камнерезных работ были печатки - изделия сугубо практического назначения, но каждое из них - настоящий ювелирный шедевр.

Фирма возродила многие технические приемы обработки камня, использование прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота. До сих пор остается не воспроизводимой знаменитая гильошированная эмаль. Техника наложения прозрачной эмали на резной фон известна была давно. Однако, мастера фирмы Фаберже достигли особого совершенства. Используя цветовую палитру, насчитывавшую более 124 цветов и оттенков, они каждый раз создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, "елочки", чешуек, зигзагов.

Фирма Фаберже славилась и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству. Международные выставки также способствовали известности фирмы. В 1900 г. в Париже, Фаберже получил звание "Мастера Парижской Гильдии Ювелиров", а французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона. Даже в таких отдаленных местах как Таиланд или Балтимор Фаберже был "в моде".