Маркировка ювелирных изделий в России 2019
Эксперимент по маркировке ювелирной продукции начался в 2017 году по распоряжению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Цель — отследить цепочку поставок изделий из золота, серебра или платины от производителя до покупателя, включая место добычи руды и реализации продукции. Помимо нововведения по маркировке ювелирных изделий в России, сохраняется система обязательного клеймения и установки проб в золотниковой, метрической или каратной системе.
В чем суть проекта цифровой маркировки ювелирной продукции
Цель введения маркировки с сохранением клеймения ювелирных изделий — возможность контролировать качество изделий из драгоценных металлов. А также фиксация количества реализованной продукции, получение точных сведений о поставщике драгметаллов и самоцветов, данных о длительности реализации через определенную точку продаж.
Согласно ранее поставленному плану в Правительстве РФ, к 2024 году маркировке должна подлежать вся продукция из любой сферы производства, включая алкоголь, табак, изделия из меха и драгоценности. Сведения об уникальных маркерах должны содержаться не только на бирках, но и на чеках, которые остаются у покупателей.
Конечный потребитель сможет проверить качество ювелирных изделий через специальное приложение для смартфонов. Достаточно будет отсканировать уникальный QR-код (квадратик).
Помимо драгметаллов, в эксперименте по маркировке участвовали драгоценные камни, устанавливаемые на ювелирные изделия. К ним относят:
- рубины, изумруды и сапфиры;
- все варианты алмазов, включая необработанные и незакрепленные в изделиях;
- порошкообразную платину, палладий;
- все драгметаллы в любом виде;
- ювелирные изделия из всех видов драгоценных металлов;
- золотые монеты.
В окончательный законопроект будут добавлены недорогие изделия из серебра 925 пробы, включая кольца, серьги и цепочки.
Особенности современного цифрового клеймения и маркировки
Маркировка золота и серебра с современным клеймением ювелирных изделий станет обязательной не только для оборота украшений за рубежом, но и на внутрироссийском рынке. Предприниматели обязаны будут наносить на кольца и серьги не только классическую пробу, указывающую на качество сплава, но и уникальную нанометку. Она при этом не должна портить внешний вид драгоценностей.
Проблема внедрения новой системы заключается в технологической стороне. Если на драгметалле легко установить небольшую метку, то клеймение камней вызывает ряд трудностей. Процесс нанесения должен исключить воздействие высоких температур и давления, чтобы не менять физико-химические свойства самоцветов.
За основу технологии, скорее всего, возьмут клеймение бриллиантов. На них нанометку видно только при увеличении самого камня в 500 раз. Эта технология, в отличие от маркировки драгоценных металлов и камней, направлена только на профессионалов, а не на конечных покупателей.
Именно решение технического вопроса отодвинуло реализацию глобального проекта маркировки и клеймения ювелирных камней и изделий на 2020 год. Технологи еще думают, как создать такую метку, чтобы она не стерлась в процессе дальнейшей обработки самоцвета.
Как предприниматели будут внедрять новую маркировку?
Чтобы вся информация с маркировки золота и драгоценных украшений попала к покупателям, саму систему маркеров должны грамотно внедрить бизнесмены. Система интеграции с новой правительственной программой включает несколько этапов:
- Для получения доступа к единой системе предприниматель должен получить усиленную ЦП (электронную подпись).
- Затем получить в налоговой справку, что бизнесмен не имеет никаких задолженностей или штрафов на данный момент.
- Установить необходимые приложения и программы, а также приобрести принтеры этикеток, создающие специальные RFID-метки. Именно они выступают в роли носителей информации.
- Приобрести сканеры штрих-кодов, проводящие декодировку информации с меток.
- Войти в ассоциацию ГС1 РУС (российская ассоциация предпринимателей с автоматической идентификацией).
- Подписать договор с организацией «Гознак», чтобы можно было предоставлять идентификационные знаки (КиЗ). Это современные QR-коды, содержащие не только все сведения о товаре, но и особую радиочастотную метку необходимую для маркировки ювелирных украшений. Именно КиЗ позволяет покупателям получать сведения о драгоценностях.
Когда все разрешения и оборудование будут получены, можно приступать к выпуску современных ювелирных изделий и обработке драгоценных камней. При этом предприниматели, получившие доступ к таким маркерам, значительно выиграют. Они смогут убедиться в качестве получаемого сырья, а также повысить свою ответственность и добросовестность в глазах покупателей.
Сохранятся ли пробы на ювелирных изделиях?
Система нанесения проб на ювелирные украшения и монеты из золота появилась в России еще до 1927 года. В тот период золотниковая проба определялась числом золотников драгоценного металла в фунте. Метрическая проба была введена в 1922 году, но применяться начала только с 1927 г. Она указывала на количество драгметалла в сплаве в 1000 весовых единицах. Обозначение состояло из 3 цифр. Именно они сохранились и на данный момент.
Современные пробы также указывают на количество драгоценного металла в сплаве. На золотых изделиях цифры «спрятаны» в прямоугольнике, на серебряных — в овале, а на платиновых — в многоугольнике.
Точные нормативы, которые необходимо применять производителям во время нанесения пломб, указаны в приказе Президента РФ от 2.10.1992 года «Положение о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в РФ».
Именно метрическая (цифровое трехзначное обозначение) помогает покупателям в первую очередь определить, настоящее ли перед ними украшение или нет. Поэтому такую систему идентификации никто отменять не собирается. По-прежнему на каждом изделии будет обязательно устанавливаться проба и клеймо с определенным изображением в зависимости от типа сплава.
Что новая система даст покупателям?
Нововведение обязательной маркировки ювелирных изделий принесет пользу не только государству, которое сможет контролировать оборот драгметаллов и камней в России, но и предпринимателям, которые получат качественное сырье. При этом для конечного потребителя введение маркировки позволит:
- получить достоверную информацию о производителе;
- убедиться в качестве установленной пробы;
- получить точные сведения о самоцветах;
- узнать, как давно было изготовлено украшение, к примеру, если покупатель хочет изделие именно из новой коллекции;
- удостовериться, что изделие действительно из золота или серебра.
Чтобы получить все сведения, необходимо отсканировать QR-код, который напечатан на обязательной бирке и на чеке. Достаточно установить на смартфон простое приложение и воспользоваться камерой. А также необходимо соединение с интернетом для получения всей перечисленной информации.
Когда планируется введение маркировки украшений
Последний указ Правительства РФ направлен на введение маркировки драгоценностей и изделий из драгметаллов к середине 2020 года. К этому времени планируется полностью разработать систему нанометок для самоцветов. А также установить перечень обязательных характеристик, которые будут заложены в QR-код.
Законопроект постоянно дорабатывается. Но уже сейчас производители могут вводить часть программы в свой бизнес. К примеру, современные двумерные коды, которые указаны на бирке ювелирных изделий, уже содержат достаточно сведений для проверки подлинности украшений.
Покупателям же стоит по-прежнему обращать внимание на пробу, сведения на бирке и наличие сертификатов качества у продавцов.
Напоминаем, что самыми ценными изделиями из золота считаются модели с пробой 585, а из серебра — 925. Драгоценные камни должны иметь бирки, где указано место добычи, вес в каратах, тип обработки и данные о производителе. Для проверки самоцветов можно использовать классические методы «на дому». К примеру, поднести камень к свету и посмотреть на преломление солнечных лучей. У каждого типа драгоценностей лучи проходят по-разному.
Подборка товаров
оФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ русские самоцветы
Интернет-магазин «Русские самоцветы» — уникальная онлайн-площадка, где представлена продукция собственного ювелирного завода. Официальный сайт ювелирного магазина содержит каталог украшений. В каталоге из более 4000 ювелирных изделий собраны украшения непревзойденного качества, которое гарантирует производитель из числа лидеров отрасли. Для каждого товара представлены не только качественные фотографии и видеоматериалы, но и
максимум полезной информации, которая помогает сделать выбор еще более комфортным, чем в салоне.