О ювелирных изделиях

Литье в ювелирном деле

Технологий массового изготовления ювелирных изделий несколько — литье, прокатка, штамповка и волочение. Львиную долю ювелирного производства занимает технология литья, она позволяет создавать украшения разной сложности, сокращает потери драгметаллов и расширяет ассортимент изделий.

Технология ювелирного литья

Заготовки

Для создания ювелирных изделий методом литья сначала делают восковые формы будущих украшений. Несколько таких формочек припаивают на подготовленный стержень — получается своеобразная «елка». Такую ювелирную «елку» формуют в специальную глину и отправляют запекаться. Под действием высокой температуры глина спекается и высыхает, а воск (из которого делали восковые модели) растапливается и вытекает. В итоге получается глиняная форма с нужными ювелиру пустотами.

Литье

В подготовленную форму выливают драгоценный сплав. Форму с металлом остужают, уже ненужную глину удаляют и получают такую же ювелирную «елку», как на первом этапе — только та «елка» состояла из воска, а эта отлита из золота или другого драгметалла.

После того, как изделия из драгметалла отлиты

Разумеется, «елочка» из ювелирных изделий — это еще не готовые украшения, в первую очередь их надо срезать. Обычно по технологии ювелирного литья делают украшения, состоящие из нескольких деталей. В этом случае не обойтись без монтировщиков, которые соединят части в единое целое. Монтировщик собирает вместе детали изделия, спаивает их между собой, если нужно, подгоняет размер кольца, придает изделию товарный вид. Работа монтировщика крайне важна: если она была некачественной, то украшение может развалиться в процессе носки.

Обработка

Для придания украшению товарного вида его шлифуют и полируют. В процессе шлифования убирают огрехи литья, неровности и зазубрины, выравнивают профиль поверхности. Во время полировки поверхности металла придают зеркальный блеск. Последовательность шлифовка-полировка дает качественный результат, но с целью экономии ее могут заменять галтовкой.

Галтовка объединяет эти процессы в один. Это быстрый и дешевый, а потому распространенный метод обработки ювелирных изделий. Он активно используется при массовом производстве. Суть метода: изделия из драгметалла смешивают в барабане с абразивным материалом. В качестве абразива могут выступать разные материалы — от специальных пластиков до ореховой скорлупы.

Закрепка камней в отлитых изделиях

Если в украшениях предусмотрена вставка камней, то эту работу доверяют закрепщику. Многие камни достаточно хрупкие, работа закрепщика трудная и кропотливая: нужно закрепить камешки в специальных пазах и при этом точно рассчитать нагрузку на каждый камень, чтобы он не скололся в процессе закрепки. Камни устанавливают в пазы и запаивают так, чтобы они надежно держались — не только на витрине, но и в процессе носки.


Технология ювелирного литья с камнями

Этот метод используют далеко не для каждого украшения и только для дешевых камней. Чтобы отлить ювелирное изделие с камнем, при формировании ювелирной «елочки» камни вставляют в сами восковки. Глиняную форму обжигают, воск вытекает, а камни остаются внутри формы. В форму заливают драгметалл и камни закрепляются в украшении. Этот метод дает немалый процент брака, но из-за дешевизны его продолжают использовать.

Такая технология, как штамповка, обычно применяется для изделий плоской формы — медальонов, крестиков. По методу волочения получают нити для ювелирных цепочек. Большая часть украшений создается именно по технологии литья. Сережки, кулоны, кольца, объемные подвески — практически все изделия из этих категорий отливаются по методу, описанному выше.